Читайте последние новости на нашей странице в Instagram
Омар Эльдаров: Главное в искусстве - искренность, любовь и душа
Его имя стало символом азербайджанского искусства. Его скульптуры украшают улицы и площади, отражая дух страны, ее историю и культуру. Народный художник, академик НАНА и многолетний президент Азербайджанской государственной академии художеств Омар Эльдаров посвятил свою жизнь созданию уникальных произведений, которые вызывают восхищение как на родине, так и далеко за ее пределами.
От памятника Натаван до монументальных образов выдающихся азербайджанских деятелей, созданных в XXI веке, - каждая работа мастера передает не только внешнее сходство, но и глубокий внутренний мир. Творческий путь скульптора отмечен многочисленными наградами и почетными званиями, а его жизненный путь продолжает вдохновлять многих, служа примером преданности искусству и Родине.
Недавно Омару Эльдарову исполнилось 97 лет. В связи с этим народный художник Азербайджана дал интервью газете "Каспий", в котором поделился воспоминаниями о жизни и размышлениями о будущем азербайджанского искусства.
- Омар Гасанович, если представить, что скульптура - это голос эпохи, что бы она сказала сегодня об Азербайджане в целом и нашей культуре в частности?
- Если бы скульптура могла говорить, она сказала бы, что Азербайджан - хорошая, благополучная и трудолюбивая страна. Может, я ошибаюсь, но мне кажется, что мы обязательный народ, мы делаем все, что нужно. Нам свойственна уверенность в избранном пути.
- Ваши монументы и памятники стали символами Азербайджана. Как вы подходите к созданию образа и какие эмоции при этом испытываете?
- Должен сказать, что Баку, как столица Азербайджана, не обделен скульптурами. И не только потому, что это мои работы. Конечно, радует, что я - автор, но дело не в этом. Проезжаю, например, мимо памятника Физули и думаю: "Ну что, нормально"… Скульптура емкая, запоминающаяся, украшает место. Уберите ее - и город утратит что-то. Даже с точки зрения градостроительства это будет ощутимо, а уж о содержании вообще молчу. Это важно… Мы - современные люди, и как бы ни старались притворяться, это все равно находит отражение в нашем творчестве.
Теперь о создании образа. Прежде чем начать работу, я всегда стараюсь изучить вопрос со всех сторон. Читаю литературу - и художественную, и историческую. Не ленюсь, в этом плане подхожу основательно. Специально учитывать современность не пытаюсь, это происходит само собой. Мы живем в своем времени, и оно неизбежно сказывается на нашем творчестве.
Первое, что приходит в голову, - это уникальность. Каждое художественное произведение должно быть неповторимым. Даже с технической точки зрения. Например, памятник Физули. Сам памятник бронзовый, а пьедестал из гранита. Но такой гранит вы больше нигде не встретите. Это была моя идея. Почему именно гранит? Да потому что это самый прочный материал. На пьедестал ушло три года. Само основание после обработки весило 60 тонн. Где достать такой гранит, как его перевезти? Это колоссальный труд. Я почти всегда стараюсь использовать гранит, потому что это вулканическая порода, а мрамор - известняк. Гранит более устойчив к климатическим воздействиям и времени, а мрамор подвержен разрушению.
Памятник Натаван тоже задумывался по этой концепции. Хуршидбану была очень красивой женщиной, и мне хотелось передать эту красоту. После смерти мужа она долгое время была в трауре, и это заметно по ее фотографиям. Я постарался полностью передать ее грусть и тоску по покойному супругу. Изучал фотографии, историю, пытался понять образ, консультировался.
Так же я создал образы и членов своей семьи...
- Можно поподробнее?
- У меня есть композиция четырех времен года. В ней я наглядно запечатлел покойную супругу - она представляла лето, а моя дочь Камилла - весну. Эти образы взяты из жизни. Женщина - прекрасная половина человечества. Не только внешне, эстетически, но и по всем другим параметрам. Слабый пол - так говорят, но женщины ведь живут дольше и выдерживают больше испытаний, нежели мужчины. Поэтому создавать образ женщины - особое удовольствие.
- А что для вас самое важное в процессе создания скульптуры - идея, техническое мастерство или культурный контекст?
- Самое главное - выразительность, а для этого автор должен быть искренним. Это основа искусства. Дети, например, творят искренне, и их работы всегда очень выразительны. Искренность, любовь и душа - вот что главное в искусстве.
- Сейчас в мире модно рушить традиции и создавать провокационные произведения. Есть ли у вас желание отойти от канонов и сделать что-то дерзкое?
- В этом нет необходимости. Если произведение уникально, оно уже будет самобытным и своеобразным.
- Молодежь все чаще выбирает цифровое искусство. Как убедить их в том, что традиционная скульптура все еще актуальна?
- Когда первобытные люди увидели мамонта, они удивились и сразу изобразили его. Человек был всегда талантлив, однако в наше время некоторым, возможно, не хватает таких сильных эмоций как удивление. Искренность и удивление - основа любого творчества.
- Многие ваши работы посвящены великим людям. В процессе работы вы открываете что-то новое для себя?
- Конечно, бывает. Например, при создании памятника Гусейну Джавиду, заказанного общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, я подошел к делу совершенно с другой стороны. Помню искреннее удивление Гейдара Алиева и его вопрос, почему я создал памятник именно в таком образе. Я поделился своим видением: мы делаем памятник не только ему, но и всем жертвам репрессий 1937 года, поэтому я включил в композицию такие образы, как Иблис, Родина-мать и человечество, устремленное к ней. Президенту очень понравилось такое глубокое осмысление, он сразу же одобрил мою задумку.
- Если бы у вас была возможность создать памятник будущего Азербайджана, какой бы он был?
- Пока не задумывался об этом. Это слишком сложный вопрос. Возможно, смогу ответить, если возникнет надобность его создать.
- Каким вы видите будущее азербайджанской скульптуры?
- У нас в стране много талантливой молодежи, и я убежден в их большом потенциале. Во время работы ректором я видел молодых людей, которые, едва поступив в академию, уже начинали создавать интересные работы. К сожалению, их творчество зачастую остается невостребованным.
Чтобы молодежь могла реализовать свои способности, необходима система поддержки. В советское время существовало четкое планирование: проекты, государственные заказы, финансирование. Это позволяло не только создавать новые произведения искусства, но и воспитывать мастеров. Сейчас этого нет. Молодым авторам не хватает условий для работы - нет ни финансовой поддержки, ни конкретных планов на будущее.
Нам необходимо вернуться к системе планирования, создать фонды, которые будут поддерживать молодых скульпторов, выделять средства на реализацию их проектов. Это не только поможет развить азербайджанскую скульптуру, но и оставит яркий след в культуре будущих поколений. Ведь без планирования невозможны новые значимые произведения искусства.