Баку изъявил желание вступить в межгосударственное объединение БРИКС. Произошло это на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане, когда была принята Совместная декларация "Об установлении стратегического партнерства между Азербайджаном и КНР". Именно в этом документе отмечается желание Баку вступить в БРИКС.
За последние месяцы БРИКС, союз девяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, Южной Африки, ОАЭ, Ирана, Египта и Эфиопии, стал образованием, притягивающим к себе десятки стран. Чем же так интересен БРИКС для других государств, и что это объединение может дать Азербайджану? Известный белорусский политолог, философ, директор Центра изучения и развития континентальной интеграции "Северная Евразия" Алексей Дзермант в беседе с Oxu.Az отметил, что БРИКС - это реальное воплощение нового, незападноцентричного мира, где западные государства, США не могут диктовать свою волю:
- Более того, это свободное образование, где нет ни одного гегемона. БРИКС привлекает тем, что это структура многополярного мира, где можно развивать прежде всего экономическое сотрудничество, создавать новый финансовый контур, а о том, что в рамках БРИКС возникнет новая финансовая система, которая не завязана на доллар, говорят все чаще.
Государства, которые хотят защитить свой суверенитет, намерены развиваться независимо, видят в БРИКС возможности для этого. Поэтому и выстраивается очередь на вступление в это объединение, где уже достаточно много государств, являющихся ключевыми экономиками мира. Это Китай, Россия, Бразилия, Индия, Египет, Иран, Южноафриканская Республика (ЮАР), Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Организация растет, увеличиваются ее экономические возможности, ведь это уже большой рынок.
БРИКС может дать Азербайджану новый импульс. Я уже упоминал экономическое сотрудничество и финансовую систему. Добавьте к этому новую логистику - а Азербайджан находится на перекрестке путей с севера на юг и с запада на восток - и в этих проектах уже участвуют страны БРИКС. Так что Баку выгодно было бы вступить в организацию и дальше, уже на новой институциональной основе участвовать в развитии этого объединения и получать выгоду.
- Ранее сообщалось, что в октябре в Казани (Россия) пройдет саммит БРИКС и БРИКС+, на котором будут решаться вопросы, связанные с кандидатами на вступление и форматом их подключения к объединению. Возможно ли, что будет принято-то какое-то решение по Азербайджану?
- Да, я думаю, что это возможно. Многое зависит от предварительных договоренностей и того, как азербайджанская сторона подготовится к этому. Но непреодолимых барьеров нет. Полагаю, что вопрос участия Азербайджана в БРИКС в Казани можно будет переводить в практическую плоскость, нет смысла терять время.
- А что касается Турции? Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан говорит, что переговоры со странами-участницами БРИКС продолжаются, Анкара поддерживает дедолларизацию и т.д. Правда, все эти заявления не конкретные. Насколько вообще возможно для Турции вступление в БРИКС, ведь эта страна интегрирована в евроатлантические структуры?
- Да, действительно, в этом плане Турция находится в сложном положении. Ей было бы очень выгодно участие в БРИКС, тем более соседние страны уже вступили в это объединение, а другие собираются. Но Турция тесно завязана на сотрудничестве со странами Запада. И США могут давить на Анкару, чтобы она не усиливала БРИКС своим участием. Пока Турции удается лавировать, поддерживать отношения и с Западом, и с Востоком. Но когда-то выбор придется делать, и к нему надо подготовиться.
- На Западе, судя по всему, участие государств в БРИКС воспринимают как определенный вызов для себя. В последнее время у Азербайджана не самые теплые отношения с Западом, в частности с Францией. После вступления нашей страны в БРИКС в отношениях с Западом стоит ждать очередного похолодания, исходя из западной логики?
- Я не думаю, что можно будет говорить о каком-то кардинальном ухудшении, ведь Азербайджан не является участником западных организаций, таких как НАТО, Евросоюз и т.д. Но с другой стороны, Запад рассматривает все незападноцентричные организации как противников. Хотя никто не мешает западным государствам принимать участие в этих форматах. Но у них жесткая дисциплина, и все рассматривается через призму конкуренции, вызовов для западного доминирования.
Но я повторю: Азербайджан всегда держался в стороне от западных организаций. У вашей страны своя, суверенная позиция, которую Азербайджан всегда мог отстаивать на международной арене. Это касается и отношений с европейскими государствами, Францией. А это говорит о том, что у Баку есть воля действовать в своих национальных интересах.
Наир Алиев